Как применяются санкции ст.16 СМГС?

Для сторон правоотношений по перевозке груза железнодорожным транспортом в международном грузовом сообщении очень важно знать,как применяются санкции ст.16 СМГС,  так как размер таких штрафов обычно является достаточно значительным даже для юридических лиц.

Как применяются санкции,установленные в ст. 16 СМГС?

Из диспозиции ст. 16 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) следует, что ответственность в виде уплаты штрафа перевозчику предусмотрена за неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что:

1) в составе груза были приняты предметы, не допускаемые к перемещению через государственную границу хотя бы в одном из государств, по территории которого должна осуществляться перевозка;

2) был принят к перевозке опасный груз с нарушением условий его перевозки;

3) при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его грузоподъемности;

4) занижен размер провозных платежей;

5) возникли обстоятельства, угрожающие безопасности движения.

 Неустойка по пунктам 1, 2, 4, 5 вышеуказанных параграфов взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31  СМГС «Уплата провозных платежей и неустоек» в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение.

Неустойка по пункту 3 вышеуказанного параграфа взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 СМГС «Уплата провозных платежей и неустоек» в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза, причитающейся перевозчику, обнаружившему этот излишек.

Как определяется «излишек» массы груза, за перевозку которого начисляется штраф? 

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что провозная плата за излишек массы груза может определяться за минимальную весовую норму согласно присвоенной данному грузу позиция ЕТСНГ.

К примеру, возьмем  материалы судебного дела № А73-13564/2013, где суд кассационной инстанции  отменил постановление апелляционного суда, определившего подлежащего взысканию штрафа исходя из массы излишка груза (12,738 т) оставив в силе решение суда первой инстанции где  была взыскана сумма штрафа, рассчитанная  исходя из провозной платы за перевозку минимальной весовой нормы для такого груза– 44 т (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.08.2014 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2014 по делу № А73-13564/2013).

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.08.2014 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2014 по делу № А73-12341/2013, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.10.2014 по делу № А73-14149/2013, постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.2014 по делу № А33-15399/2013.

Т.е. если грузу «щебень» присвоена позиция ЕТСНГ 232446 провозная плата по данной позиции в соответствии с Прейскурантом № 10-01 определяется за массу груза в вагоне, но не менее грузоподъемности вагона в тоннах, а именно — если грузоподъемность вагона 68 тонн, то стоимость перевозки излишка массы груза в 5 тонн, будет взята из расчета перевозки 68 тонн такого груза.

Механизм, доказывания вышеуказанных фактов, являющихся основанием для привлечения к ответственности отправителя, практически аналогичен установленному в Российском законодательстве.

Единственное на что бы хотелось обратить внимание – это на субъектный состав ответственности, так как на данный момент согласно многочисленной судебной практике  (Определение ВС РФ от 26.07.2017 N 305-ЭС17-9383, вынесенным в рамках дела по  N А40-236757/2016, аналогичная позиция указана в судебных актах по делам А40-115708/2018,  А40-115694/2018, № А40-236821/2016, А40-213748/2017, А40-47923/2018 и т.д.) не только на отправителя, но и на плательщика провозных платежей, исходя и положений 31 СМГС, может возлагается уплата штрафных санкций предусмотренных ст. 16  СМГС.

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.