Перевозчик и владельцы железнодорожных путей необщего пользования

Перевозчик и владельцы железнодорожных путей необщего пользования Перевозка

Так или иначе большинство спорных вопросов в которых участвуют железнодорожные юристы связаны с взаимодействием между перевозчиком (ОАО «РЖД») являющимся одновременно владельцем инфраструктуры общего пользования, в том числе путей общего пользования и владельцами железнодорожных путей необщего пользовании, а так же грузоотправителями и грузополучателями использующих такие пути, поэтому в данной статье немного коснемся основных понятий, применяемых в данных правоотношениях.

Пути общего и необщего пользования

Для тех, кто связан с перевозками грузов железнодорожным транспортом известно, что железнодорожные пути делятся на пути общего и необщего пользования, а разграничение  и отличия таких путей друг от друга следует из их определения, содержащегося в ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — Устав).

Так, железнодорожные пути общего пользования — это железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

Железнодорожные пути необщего пользования — это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Обычно пути необщего пользования представляют собой «ответвления» от инфраструктуры общего пользования в сторону бывших или действующих предприятий и по протяженности могут составлять, как пару десятков метров, так и несколько десятков километров.

Собственники железнодорожных путей

Железнодорожная инфраструктура общего пользования, в том числе пути общего пользования принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД», а по-сути государству. Железнодорожные пути необщего пользования могут принадлежать на праве собственности, как ОАО «РЖД», так и иным лицам.

За исключением ограниченных в обороте железнодорожных путей общего и необщего пользования, железнодорожные пути принадлежащее на праве собственности ОАО «РЖД» согласно Приказа ОАО «РЖД» от 04.09.2013 N 80 «О порядке продажи и предоставления в аренду железнодорожных путей ОАО «РЖД» (в ред. приказа от 11.12.2017 № 119) могут отчуждаться (продаваться) и передаваться в аренду.

Так же, необходимо отметить, что несмотря на отсутствие в Уставе ссылок на возможность нахождения в собственности физических лиц путей необщего пользования, тем не менее, как следует из судебных актов, к примеру — Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88-11073/2022 от 19 мая 2022 и Постановление АС Дальневосточного округа от 01.08.2023 по делу N А51-2915/2014 физические лица так же могут являться их собственниками.

Владельцы железнодорожных путей, грузоотправитель, грузополучатель,  контрагент  и пользователь

Как указывалось ранее, в данной статье рассматриваются правоотношений в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом с использованием железнодорожных путей необщего пользовании, не принадлежащих ОАО «РЖД».

В правоотношениях по перевозке грузов железнодорожным транспортом обычно участвуют следующие лица: перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, грузоотправитель (отправитель) и грузополучатель (получатель).

Как следует из ранее изложенного, на данный момент, как владельцем инфраструктура общего пользования, в том числе железнодорожных путей общего пользования так и перевозчиком грузов, является ОАО «РЖД».

Под владельцем железнодорожного пути необщего пользования согласно ст. 2 Устава понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

Из вышеизложенного видно, что под владельцем железнодорожного пути понимается не только его собственник, но и лицо владеющее им на ином праве, соответственно в случае передачи пути необщего пользования в аренду (временное владение и пользование) под владельцем такого пути будет пониматься арендатор и на него распространяются нормы Устава железнодорожного транспорта (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.08.2023 N Ф03-2718/2023 по делу N А51-2915/2014, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.08.2016 N Ф01-3080/2016 по делу N А82-8858/2015 ) .

Таким образом, под владельцем железнодорожного пути необщего пользования понимается лицо, владеющее им и использующее его при выполнения транспортных работ для осуществления перевозок железнодорожным транспортом, как в своей деятельности, в том числе предпринимательской так и предоставляющее третьим лицам работы или услуги в сфере железнодорожного транспорта.

Такие, понятия, как грузоотправитель (отправитель) и грузополучатель (получатель) являются общеизвестными и на мой взгляд не требуют дополнительных разъяснений.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования, грузоотправитель (отправитель) и грузополучатель (получатель) может быть, как одним и тем же юридическим, либо физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), так и разными лица.

В статье 60 Устава так же раскрывается такое понятие, как «контрагент»  — лицо, которое является грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования.

В п.1.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, которые утверждены Приказом Министерства путей сообщения РФ № 26 от 18.06.2003  грузоотправители или грузополучатели, имеющие здания, сооружения, склады и погрузочно-разгрузочные площадки на принадлежащей им территории, в пределах которой расположены железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу инфраструктуры (т.е. ОАО «РЖД») определенны в качестве «пользователей».

Договоры между перевозчиком, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, грузоотправителями, грузополучателями и контрагентом

Согласно ст. 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования согласно ст. 60 Устава, регулируются заключенным между ними договором. Для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, подача и уборка вагонов осуществляются по договору между грузоотправителями (грузополучателями), перевозчиком и владельцем такого пути необщего пользования (ст. 56 Устава).

Более детально и подробно вышеуказанные правоотношения, в том числе и в части заключения соответствующих договоров регламентированы в Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, которые утверждены Приказом Министерства путей сообщения РФ № 26 от 18.06.2003  и где в приложениях 1 — 6 к таким Правилам даны образцы примерных договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов.

Так, согласно вышеуказанных Правила договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются:

  • между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;
  • между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;
  • между перевозчиком и контрагентом при обслуживания его локомотивом перевозчика

Как следует из рассматриваемых Правил, в вышеуказанном случае, договор между перевозчиком и контрагентом может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории, а данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Подача и уборка вагонов пользователю или контрагенту, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры или иному владельцу железнодорожного пути необщего пользования, имеет склады и погрузочно-разгрузочные площадки, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов.

Так, согласно вышеуказанных Правила договоры на подачу и уборку вагонов заключаются:

  • между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании его локомотивом перевозчика;
  • между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом пользователя;
  • между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.

Как следует из рассматриваемых Правил, в вышеуказанном случае, договор между перевозчиком и контрагентом может быть заключен при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования (правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 19.12.2017 N АКПИ17-887).

Отношения между контрагентом и владельцем, пользователем железнодорожного пути необщего пользования, которые осуществляют его обслуживание своим локомотивом, регулируются отдельным договором между ними.

Из вышеизложенного и примерных форм договоров, содержащихся  в Приложениях 1 — 6 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования видно, что форма и содержание договора между перевозчиком и вышеперечисленными лицами при использовании железнодорожного пути необщего пользования определяется в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Адвокат Кравец Наталья
Добавить комментарий