Перевозка скоропортящегося груза

Если Вы уже сталкивались с железнодорожной перевозкой грузов, то представляете насколько много различных нормативных актов, регулируют данную отрасль, не малым количеством актов урегулирована и перевозка скоропортящегося груза.

Чем урегулирована перевозка скоропортящегося груза железнодорожным транспортом?

В соответствии со статьей 3 Устава железнодорожного транспорта РФ правила перевозок грузов разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании названного Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций.

Во исполнение указанной нормы Министерство путей сообщения Российской Федерации приказом от 18 июня 2003 г. № 37 утвердило Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (далее — Правила).

Регламентируя порядок осуществления перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, Правила к скоропортящимся относят грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования, что согласуется с нормами Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в пункте 4 статьи 19 которого установлено, что для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.

Поэтому, перечни скоропортящихся грузов (пищевых продуктов) и предельные сроки их перевозки в определенных транспортных средствах — изотермических вагонах (рефрижераторные, молочные цистерны, изотермические вагоны-цистерны и цистерны-термосы), крытых вагонах в зависимости от термической, технологической обработки и периода года и были указаны в Приложениях 1,2,3,4 и 5 к рассматриваемым Правилам.

Кроме того, при перевозке скоропортящихся грузов так же необходимо учитывать и требования установленные Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 г. № 30, Правилами перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 36. 

Как выбрать вид вагона или контейнера для перевозки скоропортящегося груза?

Пунктом 1.6 рассматриваемых Правил установлено, что при выборе способа перевозки груза грузоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспортабельности груза, а также наиболее неблагоприятный период в разных климатических зонах нахождения его в пути следования с учетом обеспечения сохранности и качества груза.

Расчетный срок доставки определяется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 7 августа 2015 г. N 245. При этом, необходимо отметить, что данный срок может быть, как увеличен, так и уменьшен при наличии специального соглашения об этом с перевозчиком.

Срок же перевозки скоропортящихся грузов, это срок, в течение которого такой груз в определенном подвижном составе можно перевозить, он может быть, как более длительным, так и более коротким по сравнению с расчетным сроком доставки, определяемым в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Соответственно, для выбора подвижного состава необходимо исходить из того, что расчетный срок перевозки груза обязательно должен быть короче чем, установленные рассматриваемыми Правилами допустимые сроком перевозки груза в определенном Вами подвижном составе. При этом, так же необходимо учитывать, что не все станции открыты для перевозки грузов в определенном подвижном составе, т.е. с некоторых станций например не отправляют контейнеры.

Что понимается под периодами года при перевозке скоропортящегося груза?

Под периодами года в данных Правилах принимаются периоды, установленные на основании климатических данных по регионам страны.

Периоды года (далее — периоды), с учетом которых в зависимости от климатической зоны нахождения груза в пути следования определяется способ перевозки грузов, указаны в Приложении 6 к рассматриваемым  Правилам.

Т.е. если Вы планируете перевозку к примеру со станции находящейся в Московской области во Владивосток, необходимо при выборе подвижного состава учитывать, что климатическая зона в данном регионе отличается от станции отправления и выбрать такой подвижной состав, который обеспечит сохранность скоропортящихся продуктов на всем пути следования Вашего груза.

Вот таким образом, определяются условия перевозки (в том числе выбор специального подвижного состава в котором необходимо осуществлять перевозку скоропортящихся грузов в зависимости от срока доставки и климатической зоны и периода года) исходя из данных Правил.

Право перевозчика по установлению норм для перевозки скоропортящихся грузов.

Так же, не менее важно учитывать то, что в рамках вышеуказанных Правил, а именно п. 8.9, 8.11, 8.15, 8.16,  перевозчиком было предоставлено право на установление перечней, условий и предельных сроков перевозки грузов в определенных видах вагонов (контейнерах).

К примеру, в рамках вышеуказанных норм перевозчиком (в рассматриваемом случае — ОАО «РЖД») были утверждены:

-согласно п. 8.9 данных Правил Перечни, предельные сроки и условия перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах (Распоряжением ОАО «РЖД» от 4.11.2004 № 3532р)

-согласно п. 8.11. данных Правил Перечни, предельные сроки и условия перевозок грузов в вагонах-термосах (Распоряжением ОАО «РЖД» от 4 ноября 2004 г. № 3531р)

— согласно п. 8.16 данных Правил Перечни, предельные сроки и условия перевозок грузов в универсальных контейнера (Распоряжением ОАО «РЖД» от 4 ноября 2004 г. № 3530р)

Кроме того, распоряжением ОАО «РЖД» от 2.07.2007 N 1217р было утверждено Положение об организации и условиях перевозок грузов открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в специализированных крупнотоннажных термоизолированных контейнерах открытого акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер».

И это еще, далеко не все акты регулирующие перевозку скоропортящихся грузов.

Что же будет если не соблюдать требования по перевозке скоропортящегося груза и чем конкретно это грозит ?

Так как, соблюдение требований перевозка груза железнодорожным транспортом предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, экологической безопасности являются обязательными для сторон по договору перевозки и их нарушение  недопустима в силу закона.

Поэтому, если грузоотправитель отправляет скоропортящиеся грузы, запрещенные для перевозки в данном подвижном составе или в одном подвижном составе грузов, разных наименований, которые не допускаются к совместной перевозки, либо с несоблюдением иных требований установленных действующим законодательством для перевозки таких грузов, это может стать основанием для привлечения грузоотправителя к ответственности, как в рамках транспортного законодательства (к примеру — ст. 98 Устава (Постановление ВС РФ от 30.03.2015 № 307-ЭС15-1397), так и иных федеральных законов, с учетом выявленного правонарушения (к примеру — ч 2 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Постановление ВС РФ № 303-АД15-13691 от 15 декабря 2015 ).

Соответственно, если Вы решили отправить скоропортящийся груз железнодорожным транспортом, необходимо детально изучить правила, регламентирующие перевозку такого груза, для исключения применения к Вам мер ответственности связанных с их несоблюдением, либо наоборот для того, чтобы защитить свои права если требования предъявляемые к Вам являются не обоснованными.

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.