Право на возврат излишне уплаченных или неосновательно начисленных провозных платежей

Довольно, часто возникает вопрос — Имеет ли, право на возврат излишне уплаченных или неосновательно начисленных провозных платежей, лицо не являющееся грузоотправителем, либо грузополучателем, но фактически оплатившее данные платежи? 

Кто имеет право требовать возврата провозных платежей по Уставу железнодорожного транспорта? 

При буквальном толковании статьи 30 Устава следует, что плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные, причитающиеся перевозчику платежи являются обязанностью грузоотправителей (отправителем) грузополучателей (получателем). Так же,  рассматриваемая статья устанавливает возможность перерасчета размера провозной платы в случае возникновения обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость. 

Исходя из статьи 120 Устава, право на предъявление к перевозчику претензии (а соответственно и иска, так как претензия является способом досудебного разрешения возникшего между сторонами спора) для возврата провозной платы,  имеют все те же лица- грузополучатель (получатель) или грузоотправитель. 

Таким образом, Уставом прямо не урегулировано право на подачу иска к перевозчику для возврата провозной платы, лица фактически осуществившего оплату таких платежей (далее будем идентифицировать его как «плательщика»).

Где и как урегулированы взаимоотношения плательщика с перевозчиком?

Если Вы уже сталкивались с железнодорожной перевозкой грузов, то представляете насколько много различных нормативных актов, регулируют данную отрасль. 

К таковым относятся и Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 39 (далее Правила) в соответствии с которыми, оформляются перевозочные документы (транспортная железнодорожная накладная).

В п. 2.12 таких Правил предусмотрено, что в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать в графе «Плательщик» наименование юридического или фамилия, имя и отчество (полностью) физического лица, осуществляющих расчеты за перевозку груза соответственно при отправлении и выдаче, а также код плательщика, присвоенный перевозчиком. 

Присвоение же кода плательщику и открытие лицевого счета осуществляется перевозчиком в порядке, предусмотренном распоряжением ОАО «РЖД» от 05.08.2013 1685р «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО «РЖД» и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов». 

При этом, согласно пункту 1.6 под Клиентом в этом Положении понимаются две категории лиц: заказчик или плательщик (заказчик организация (грузоотправитель, грузополучатель, владелец путей необщего пользования), самостоятельно осуществляющая оплату оказанных ей ОАО «РЖД» услуг; плательщик организация, осуществляющая, в том числе, оплату провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД»платежей как за себя, так и за третьих лиц). 

Таким образом, большая часть обязанностей, как и прав плательщика закреплена в Положении о порядке взаимодействия между ОАО «РЖД» и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов и самом Соглашении об организации расчетов, подписанного с перевозчиком. 
Указание кода плательщика в перевозочных документах является основанием для проведения расчетов и взыскания ОАО «РЖД» соответствующих платежей (п. 1.2. рассматриваемого Положения).

Как в судебной практики легализовали понятие «плательщик» и его права при рассмотрении споров, связанных с перевозкой грузов?

В определениях Верховного Суда РФ от 09.10.2017 N 305-ЭС17-11673 по делу N А40-149556/2016 и от 04.07.2016 по делу N 305-ЭС16-1115 А40-154622/2014 указанно, что отношения контрагентов, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей и сборов, являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, а плательщики, имеющие единые лицевые счета в Центре фирменного транспортного обслуживания, участниками этих отношений. 
Следовательно, вытекающие из договора по организации расчетов и уплате провозных платежей правоотношения сторон регулируются законодательством о перевозках (статья 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (Устав железнодорожного транспорта), статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). 

Так, согласно пункту 21 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации» в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором. 
Исходя из вышеизложенного, субъектный состав требований к перевозчику о возврате денежных средств не ограничивается грузополучателем, либо грузоотправителем, а зависит исключительно от наличия правовых оснований для таких требований, которые могут возникнуть, в том числе и у третьих лиц, фактически осуществивших спорный платеж.

Для возврата плательщиком денег, которые по его мнению были списаны с его ЕЛС необоснованно, требования всегда надо заявлять к перевозчику?

Исковые требования для возврата плательщиком денег, которые по его мнению были списаны с его ЕЛС необоснованно не всегда надо заявлять к перевозчику, так как ответчика необходимо определять руководствуясь конкретной ситуацией и предполагаемыми правовыми основаниями требований, примером может служить следующая правовая позиция судебных органов. 

Так, в рамках дела N А57-18239/2017, по исковому заявлению акционерного общества «Федеральная грузовая компания» к обществу с ограниченной ответственностью «Сарина» Арбитражный суд Поволжского округа посчитал, что при необоснованном указании грузоотправителем в перевозочных документах в качестве плательщика другое лицо (которое не являлось собственником либо иным титульным владельцем (грузоотправителем/грузополучателем/арендатором) спорных вагонов и ввиду отсутствия доказательств того, что перевозка спорного вагона была произведена в его интересах), у грузоотправителя (в рассматриваемом случае ООО «Сарина») образовалось необоснованное обогащение за счет плательщика, подлежащее взысканию. 

Таким образом, право требования о возврате денежных средств, уплата которых осуществлялась за перевозку груза, не ограничивается субъектами, перечисленными в Уставе, а зависит исключительно от правовых оснований для таких требований, при этом необходимо не забывать, что к таким требованиям применяются специальные сроки исковой давности, которые начинают течь со дня уплаты (списания) провозных платежей.

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.