Обращение в муниципальную собственность «бесхозяйного» имущества

Обращение в муниципальную собственность «бесхозяйного» имущества Процесс

В 2020 году столкнулась с ситуацией, когда имущество, которое одно юридическое лицо считало своим, было поставлено на учет, как «бесхозяйное» органом местного самоуправления.

Юридическое лицо, которому принадлежал этот объект о постановке своего имущества, как «бесхозяйного» не знало и эти обстоятельства «вскрылись» только когда оно решило провести работы по уточнению границ своей территории.

При этом, необходимо отметить, что в том деле у муниципального органа не было оснований считать, что объект «бесхозяйный» так, как рассматриваемый объект по сути создавался, как часть другого объекта за счет правопредшественника данного юридического лица и на выделенной ему территории и содержался юридическим лицом в надлежащем состоянии.

Поэтому, предположу, что именно отсутствие записи в едином государственном реестре прав (теперь это единый государственный реестр недвижимости) и стало основанием для того, чтобы муниципальный орган, посчитал тот объект «бесхозяйным». И так, как такая ситуация не редкость, в этой статье я отмечу основные моменты, связанные с предъявлением и рассмотрением в Суде требований органа местного самоуправления о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество, квалифицированное им в качестве «бесхозяйного».

«Бесхозяйное» имущество — что это?

Пунктом 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Требование о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь или иное имущество может быть предъявлено, только если вещь (имущество) отвечает понятию бесхозяйной. Законодатель не имел намерения предоставлять право формального подхода органу местного самоуправления к вопросу определения на «бесхозяйность» любого имущества (вещи). Однако, не так часто соответствующие орган местного самоуправления прилагают усилия для того, чтобы реально установить является ли имущество «бесхозяйным» и действуют в большой мере формально.

На недопустимость формального подхода к вопросу установления «бесхозяйности» имущества при определении возможности обращения его в муниципальную собственности неоднократно обращали внимания судебные органы РФ в своих актах, указывая, что бесхозяйной является не та вещь, которая не имеет собственника, исходя из данных единого государственного реестра прав, а та, в отношении которой отсутствуют всякие гражданско-правовые притязания. Но, как уже указывалось исчерпывающих действий для установления возможного собственника имущества муниципальные органы обычно не проводят, а «бесхозяйность» подтверждают именно отсутствием данных об имуществе и его собственнике в едином государственном реестре прав (единый государственный реестр недвижимости).

Точка отсчета для обращения в Суд для признания права муниципальной собственности на «бесхозяйное» имущество

С требованием о признании в отношении «бесхозяйного» имущества права муниципальной собственности орган местного самоуправления может обратиться в Суд после истечения одного года с даты внесения записи о «бесхозяйности» конкретного имущества в соответствующий реестр. Если это, как в рассматриваемой ситуации недвижимое имущество, то на основании заявления муниципального органа его постановку в качестве «бесхозяйного» имущества на учет осуществляет Росреестр.

Процессуальные способы обращения в Суд для признания права муниципальной собственности

Необходимо обратить внимание на то, что процессуальный способ заявления требований для признания права муниципальной собственности будет всегда зависим от фактических обстоятельств, связанных с «бесхозяйностью» соответствующего имущества, в том числе реального отсутствия каких-либо правопритязаний на него, либо фактического владения кем-либо таким имуществом.

Так, для признания права собственности на «бесхозяйное» имущество орган местного самоуправления может использовать 2 процессуальных способа признания такого права:

  1. Особый порядок (он же в обиходе «упрощенный»)- где орган местного самоуправления подает заявление и соответственно является – Заявителем по делу (ст. 262 и 263 ГПК РФ)
  2. Исковой порядок-где такой орган является Истцом и подает, конечно же исковое заявление.

Разница в этих двух способах признания права более чем существенна, как в части обстоятельств, которые подлежат установлению Судом, так и в обязанностях доказывания органом местного самоуправления тех или иных фактов, подтверждающих «бесхозяйным» соответствующего имущества и наличия оснований для признания на него права муниципальной собственности.

Упрощенный вариант признания права муниципальной собственности — особый порядок судопроизводства

Для признания права муниципальной собственности в особом («упрощенном») порядке по-сути для Суда будет достаточно только наличие «формальных» условий, позволяющих отнести такое имущество к «бесхозяйному», истечение года с момента внесения имущества в соответствующий реестр и отсутствие «правопритязаний» иных лиц на такое имущество. И, как уже указывалось к сожалению, о том, что его имущество стало «бесхозяйным» собственник может узнать уже на стадии исполнения решения о признании за муниципальным органом права собственности на его имущество.

Но, если Вы узнали, что в особом порядке идет судебный процесс признания права муниципальной собственности на Ваше имущество Вы должны сообщить Суду о своих правопритязаниях и вступить в такой процесс, как заинтересованное лицо.

Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления органа местного самоуправления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (часть 3 статьи 263 ГПК РФ).

Таким образом, при наличии правопритязаний иных лиц на имущество, которое уполномоченные органы в своих заявлениях указывают, как «бесхозяйное» такое заявление данного органа должно быть Судом оставлено без рассмотрения.

Дополнительно, хочу так же обратить внимание, что встречные иски в особом производстве к органу местного самоуправления не подаются и судебное дело при наличии спора о праве просто завершается оставлением заявления муниципального органа без рассмотрения)))

Исковой порядок обращения «бесхозяйного» имущества в муниципальную собственность

Если в особом порядке у органа местного самоуправления не получилось признать права муниципальной собственности на соответствующее имущество из-за «правопритязаний» на него, далее он может инициировать спор для обращения такого имущества в муниципальную собственность уже в исковом порядке.

Либо уже Вы инициируете этот процесс для снятия своего имущества с учета, как «бесхозяйного» и внесения в ЕГРП записи о Ваших правах на это имущество, если невозможно иным (административным) способом по каким-то причинам (обычно это отсутствие полного комплекта документов для регистрации права на соответствующие имущество) внести такие сведения.

Ну, а вот исковой порядок я думаю уже знаком многим, поэтому на нем останавливаться так подробно не буду, отмечу только то, что в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, в таком порядке Органу местного самоуправления будет необходимо уже доказывать более широкий круг обстоятельств, включающих в себя, как отсутствие права собственности у иных лиц на такое имущество, так и основания возникновения права собственности на него именно у муниципального образования.

Задайте свой вопрос адвокату
Наталья Кравец
Задать вопрос
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Адвокат Кравец Наталья
Добавить комментарий