Превышение грузоподъемности вагона или контейнера

Не секрет, что перегруз вагона или контейнера-то есть превышение их грузоподъемности, может привести к авариям, повреждениям самих вагонов, контейнеров, устройств инфраструктуры, потерям грузов и иным неблагоприятным последствиям.

Что такое грузоподъемность вагона, контейнера?

Грузоподъемность вагона определяется согласно трафарету и паспорту вагона и является максимально допустимой конструкцией нагрузкой вагона, при которой обеспечивается безопасности движения поездов. Т.е., если грузоподъемность вагона составляет, к примеру — 68 тонн, в данный вагон можно загрузить только груз такой массой или меньшей.

Вес такого груза определяется способами, установленными Рекомендациями МИ 3115-2008, среди которых взвешивание на весах, обмер и т.д. и указывается грузоотправителем (отправителем) в транспортной железнодорожной накладной.

Причины применения к грузоотправителям санкций, предусмотренных нормами ст. 102 Устава ?

Так как, нарушения условий перевозки, довольно часто сопряжено с возникновением аварийных ситуаций, при которых под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц законодателем введены неустойка штрафного характера направленные, в том числе и на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки.

Поэтому, в силу положений статьи 102 Устава штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы груза (грузобагажа) применяется к грузоотправителю (отправителю) за сам факт превышения грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера, удостоверенный соответствующими актами, а именно – актом общей формы и коммерческим актом.

Применение санкций данной статьи не ставится в зависимость от наличия, либо отсутствия убытков у перевозчика, достаточно подтверждения самого факта превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера.

Как устанавливается излишек массы груза свыше грузоподъемности вагона?

20.12.2017 Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

В пункте 5 данного Обзора установлено, что при разном способе определения грузоотправителем и перевозчиком массы груза, в том числе перевозимого навалом или насыпью, грузоотправитель несет ответственность за искажения сведений о массе груза в случае, когда указание такой массы груза грузоотправителем, с учетом допустимых погрешностей, привело либо к занижению размера стоимости перевозки груза (статья 98 Устава), либо к превышению грузоподъемности вагона, контейнера (статья 102 Устава).

Погрешности, применяемые при использовании разных средств определения массы груза содержаться в Рекомендациях МИ 3115-2008.

Таким образом, если при контрольной перевеске вагона перевозчиком (с учетом исключения из массы выявленного груза веса груза определяемого как «погрешностей») был установлен излишек массы груза свыше грузоподъемности вагона это и является основанием для привлечения грузоотправителем (отправителем) к ответственности в рамках рассматриваемой статьи.

Может ли превышение грузоподъемности вагона, либо контейнера стать основанием ответственности по ст. 98 Устава?

Необходимо помнить, что исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 5 пункта 28.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ», если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.

Т.е. если будет одновременно установлен факт перегруза вагона и снижения провозной платы ввиду неправильного указания массы перевозимого груза с ответчика могут быть взысканы санкции, как предусмотренные статьей 98, так и статьей  102 Устава.

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.