Техническая неисправность колесных пар вагонов в пути – это вина перевозчика?

Бывает, в пути следования по вине перевозчика происходит сход не принадлежащих ему вагонов, в таком случае последний обязан их отремонтировать, либо возместить владельцу вагонов их стоимость, либо стоимость ремонта или утраченных узлов, а вот если  возникла техническая неисправность колесных пар вагонов в пути – это вина перевозчика?

Чем регулируется обязанность перевозчика по ремонту вагонов и их деталей

О том, что в Уставе  железнодорожного транспорта существует статья 105,  закрепляющая обязанность перевозчика при повреждении или утрате им, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов или их узлов и деталей отремонтировать, либо возместить владельцу вагонов стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов или их узлов и деталей знают, практически все участники грузоперевозочного процесса

Так же, данная статья предусматривает и то, что кроме возмещения вышеуказанных расходов, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения или утраты.

Исходя из судебной практики ранее данную статью обычно применяли при сходах вагонов по вине перевозчика, либо иных ситуациях, где была доказана вина перевозчика в порче вагонов (их узлов), к примеру — нарушение правил погрузки и т.д.

Вагоны приняты к перевозке исправными, значит техническая неисправность колесных пар вагонов в пути – это  вина перевозчика?

Ранее, при возникновении неисправности колёсных пар, суды обычно указывали, что такая неисправность возникла по причине, не зависящей от перевозчика, при этом они так же увеличивали сроки доставки для вагонов (соответственно и грузов, если такие в них находились), а срок устранение таких неисправности не включали в период начисления пени за просрочку доставки таких вагонов перевозчиком.

Мотивированна вышеуказанная позиция была тем, что неисправность вагона возникла по причинам, не зависящей от перевозчика, как естественный  износ деталей вагона в процессе его эксплуатации (к примеру-дела N№ А33-8816/2012, №№ А82-16488/2009-22, А82-15973/2009, А56-15562/2006).

Однако, в данный момент вышеуказанная позиция претерпела изменения, к примеру,  в делах — №№: А40-9002/2018,  А40-171699/18, А40-210390/18, А40-192584/18, А40-171620/2018,  А40-207833/18, суды делают следующие выводы:

— раз вагоны перед перевозкой были признаны ответчиком исправными и приняты к перевозке, то причиной образования в дальнейшем неисправности колесных пар являются виновные действия перевозчика;

— следовательно, раз перевозчик повредил вагоны собственности иных лиц посредством неправильной эксплуатации колесных пар исковые требования таких лиц  о возмещении убытков подлежат удовлетворению.

Т.е., перевозчик, приняв вагоны к перевозке, подтверждает их исправность и до их возвращения, несет ответственность за их сохранность и за сохранность установленных на них узлов и деталей.

Таким образом, на данный момент по искам к перевозчику в рамках ст. 105 Устава имеет место оценка судами не в пользу перевозчика его довода о невиновности в повреждении колесных пар вагонов, принадлежащих третьим лицам,  если такие повреждения возникли в процессе перевозки.

 

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.